Здравствуйте, уважаемые читатели!
Необязательное чтение: Панк
Малькольм Макларен |
Robin Jones/Getty Images
Самое раннее зафиксированное в книге употребление английского слова 'панк' относится к 16 веку, первоначально оно было синонимом занимающихся проституцией женщин, затем и мужчин, со временем слово приобретало новые значения и использовалось по обе стороны Атлантического океана. Оно могло характеризовать малолетнего преступника, дрянного, ничтожного, презренного человека, на сленге так называли парней, которые в тюрьме соглашались на секс с другими заключёнными.
'Панком' именовали 'гаражный рок' 1960-х, а определение 'панк-рок' впервые использовал музыкальный критик Дэйв Марш в майском выпуске американского журнала Creem в 1971 году по отношению к ? & the Mysterians, одной из 'гаражных' групп, также известной как Question Mark & the Mysterians.
Question Mark & the Mysterians |
Со временем путаница исчезла, 'панками' назвали себя представители музыкального андеграунда Нью-Йорка, затем слово пришло в Лондон; в середине 1970-х произошло окончательное становление движения, которое получило распространение за пределами США и Великобритании, но речь в данной статье пойдёт только об этих странах.
Влияние на новое музыкальное направление оказал жанр реггей и все группы, которые в 1960-е экспериментировали со звуком, в первую очередь выделяют The Sonics, Suicide, The Fugs, альбомы MC5 'Kick Out the Jams', Iggy and the Stooges 'Raw Power', The Velvet Underground 'White Light/White Heat', Patty Smith 'Horses', сборник 'Nuggets'.
Панк-движение пришло на смену хиппи, претензия к которым заключалась в их отказе от протеста, и стало новой контркультурой.
Клуб 'CBGB' |
Затянувшая война во Вьетнаме, нестабильная политическая ситуация повлияли на настроения американской молодёжи, музыкальному андеграунду требовалась альтернатива присутствовавшим в роке тех лет сентиментальности и помпезности.
Формирование нью-йоркской панк-сцены происходило в открывшемся в 1973 году на Бауэри клубе 'CBGB', на раннем этапе развития жанр подразумевал короткие треки с простым аккомпанементом, жёстким, ускоренным звучанием и грубым вокалом.
Постепенно складывалось визуальное воплощение панка, отказ от привычных для хиппи расклешённых вещей, длинных волос, мягких линий. Ramones носили мотоциклетные куртки, кроссовки, узкие джинсы, Ричард Хелл (участник Television, Richard Hell and the Voidoids) скрепил разорванную одежду булавками, надел майку с надписью 'please kill me', собственноручно сделал короткую причёску и зачесал волосы вверх, закрепив их с помощью талькового порошка и вазелина.
Ramones |
Мальком Макларен собрал все элементы воедино, когда вернулся в Лондон из США, где был менеджером New York Dolls, но совместная работа завершилась неудачей, и вскоре группа распалась. Макларен и Вивьен Вествуд представили новый стиль на Кингс-роуд в Челси, в магазине, который сменил несколько вывесок (Let it Rock, Too Fast to Live, Too Young to Die, Sex, Seditionaries, Worlds End), вещи были доступны немногим. Сложная экономическая ситуация в Великобритании привела к массовой безработице, забастовкам и ненависти к истеблишменту, на фоне этих событий панк получил поддержку у молодёжи, запрещённый на нескольких радиостанциях трек Sex Pistols 'God Save the Queen' (изначально названый 'No Future'), занял высокие позиции в английских чартах, в дальнейшем у группы появились последователи и подражатели.
Вивьен Вествуд |
Панк позволил выйти на сцену бедствующим самоучкам, которые смогли стать успешными без помощи влиятельных продюсеров, сочинялись собственные тексты и музыка, недостаточная техничность выдавалась за оригинальность.
Одноимённый стиль вобрал элементы основных субкультур, которые возникли после Второй Мировой войны, в том числе модов, Тедди-боев, глэма, в 1950-е причёску могавк (или мохок, англ. 'mohawk', также известна как ирокез) носили джазовые музыканты, среди них Сонни Роллинз.
Марсель Дюшан использовал предметы, которые были созданы другими людьми и не имели культурной ценности, выставление писуара, велосипедного колеса, сушилки для бутылок в качестве художественных объектов придавало случайным образом выбранным вещам иное, отличное от их обычного применения, значение. Эстетика дадаизма была близка панкам, которые носили английские булавки и бритвенные лезвия в качестве украшений, готовые изделия приобетали символизм, цепи и бондаж ассоциировались с рабством и зависимостью, шипы означали способность к обороне.
Предшественник Дюшана, Бо Браммелл, известный как первый денди, намеренно придавал поношенный вид сшитой на заказ одежде, подвергшаяся обработке вещь была сравнима с произведением искусства, созданным не изготовителем, а владельцем. Дендизм отвергал моду, потому что она отнимала возможность сохранять оригинальность, которая достигалась с помощью тщательно проработанных деталей и неброского наряда.
Марсель Дюшан, Wikimedia Commons |
Восковая фигура Бо Браммелла |
Alexander McQueen Fall 2016 Menswear, Vogue |
Марсель Дюшан, 'Фонтан', 1917 |
В Великобритании о магазине на Кингс-роуд узнали раньше, чем о жанре, английское панк-движение быстро привлекло внимание туристов, изготовленные Маклареном и Вествуд футболки с провокационными изображениями и надписями, свастика, пенисы, сцены насилия, булавка в губах королевы, анархия и Карл Маркс вызывали неоднозначную реакцию.
TED POLHEMUS/PYMCA |
В 1977 году Зандра Роудс представила на подиуме коллекцию Conceptual Chic.
REX |
Элементы стиля часто появляются в работах различных дизайнеров, розовый свитер из мохера, пакеты для мусора, использованные в качестве одежды, граффити на ткани, швы наружу стали восприниматься как привычное явление. Деконструктивизм вписался в эстетику панка и отлично смотрелся рядом с потёртыми, разорванными вещами, вид которых говорил о том, что они пережили трудные времена.
Comme des Garçons
Maison Martin Margiela (Мезон Мартен Маржела) Spring 2011
Fendi Fall 2013
Junya Watanabe (Джунья Ватанабе)
Dilara Findikoglu Spring/Summer 2018
Stardoll собрал вещи для стиля в магазине Evil Panda, был выпуск от Callie и трибьют Вивьен Вествуд.
Куклам, которые хотят бунтовать, можно предложить эти вещи:
Английская сцена была яркой, оппозиционной и не лишённой чувства юмора, американская поддерживала эстетику минимализма, обходилась преимущественно вещами чёрного цвета и приобрела политическую направленность только с возникновением хардкор-панка в конце 1970-х, когда панк разделился на поджанры, для перечисления которых потребовалась бы отдельная статья.
Основная идея движения заключается в том, что полагаться нужно только на собственные силы (этика DIY, do-it-yourself), регулярно заниматься самообразованием, расширять кругозор, подвергать сомнению стереотипы, не создавать идеалов, отвергать цензуру, поднимать запретные темы. Музыканты предпочитают организовать концерты без посторонней помощи, избегать крупных лейблов, не зарабатывать на мерче.
Когда очередные выходцы из обеспеченных семей, достигшие многого с помощью связей и денег, приходят в жанр, учат жизни и рассказывают о социальных проблемах, то становится актуальным вопрос, который в 1978 году задал публике Джон Лайдон: 'Ever get the feeling you've been cheated?' ('Появлялось когда-нибудь ощущение, что вас обманывают?')
Джон Лайдон |
Правило, согласно которому каждая группа, пожелавшая играть панк-рок, обязана была спеть о политике, отсутствовало, можно найти треки, посвящённые личным проблемам, взаимодействию с социумом. Музыканты придерживались разных мировоззрений, общей для движения стала взятая у контркультуры 1960-х идея антиавторитаризма.
Участники панк-движения подвергались вооружённым нападениям недоброжелателей, устраивали акции протеста, встречалось проявление агрессивного и асоциального поведения, дело доходило до арестов.
Предложение почувствовать себя бунтарём с помощью одежды является лучшей потенциальной продажей из возможных, мейнстрим с воодушевлением взял элементы нового движения, сделав их целью, а не средством. Куртка с шипами вряд ли прибавит её владельцу самостоятельности, с другой стороны, речь всего лишь о вещах, индивидуализм и нигилизм должны поощряться, работая в крупной корпорации и соблюдая строгий дресс-код, можно надеть серьги в форме булавок и показывать средний палец обывателям.
Monse |
Monse |
Haider Ackermann |
Haider Ackermann |
Поскольку контркультура противопоставляет себя мейнстриму (mainstream culture), а субкультура способна с ним уживаться, то в начале 21 века панк определяется как субкультура, одни представители которой приветствуют неброские вещи, другие с помощью одежды и соответствующего внешнего вида делают антимодные заявления, выражают определённую идею, показывают принадлежность к движению.
Панк-движение возникло и получило развитие в странах первого мира, потому что истеблишмент, хотя и видел в нём угрозу, но допускал его существование и не подвергал тотальному запрету.
В завершение следует уточнить, что про американскую сцену было намеренно мало сказано, потому что абсурдно объединять истории Иэна Маккея, Генри Роллинза и изображения подиумных образов.
Будем рады вашим комментария!
Спасибо, что читали!
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьооу очень крутая статья) прямо захотелось послушать Рамоунс и бунтовать!) что в данное время только и остается делать(((
ОтветитьУдалитьСтатья хорошая, а образы - просто потрясающие! Спасибо за познавательную и полезную информацию! Было интересно и красииивооооо. Обожаю этот стиль. И рада, что с помощью этой статьи можно узнать о нём немного больше. Спасибо Фрэни ♥♥♥
ОтветитьУдалитьОГО! Вот это вы молодцы!! Очень крутая статья, спасибо ) 🖤🖤🖤
ОтветитьУдалитьФрэнни, статья бомбезная! Я в юности слушала Sex Pistols) Старший брат считал себя панком, носил косуху с кучей булавок и даже выбрил себе виски к ужасу родителей)) Но обратная сторона панка в моем сознании ассоциируется с выпивкой, наркотой и зачастую агрессивным и хамским поведением, хотя последнее зачастую является следствием употребления первого. Но даже не смотря на это, я являюсь поклонницей панка, обожаю панк элементы в одежде, косуха мне кажется вообще маст хэвом для всех времен и народов))
ОтветитьУдалитьФренни, спасибо большое! Мне очень интересно читать такие статьи (о гранже тоже ведь твоя была?), столько нового узнаешь, плюс очень интересно смотреть отражения стилей в подиумных вещах. Поэтому я двумя руками и ногами за такие статьи!) Жду с нетерпением новых;)
Факт употребления наркотиков во времена расцвета панка и гранджа общеизвестен, поэтому я решила, что можно обойтись без его упоминания. Чтобы доказать преданность движению, панку не нужно было в обязательном порядке становиться наркоманом или алкоголиком)
УдалитьВсем спасибо за комментарии)
ОтветитьУдалить