суббота, 26 сентября 2020 г.

Необязательное чтение: Сила цветов. Часть первая


© Michael Ochs Archives

Статья не направлена на одобрение противоправных действий и не является пропагандой отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на его психическое или физическое здоровье; статья не является пропагандой каких-либо преимуществ в использовании всего вышеперечисленного, в том числе в медицинских целях.
Употребление наркотиков представляет опасность для жизни, употребление отдельных психоактивных веществ вызывает привыкание и наносит вред здоровью.

Хиппи ('hippie', от слова 'hip') создали знаковое движение американской контркультуры 1960-70-х. Слово 'hip', происхождение которого окончательно не установлено, использовалось в начале двадцатого века в афроамериканском английском (разновидность английского языка) в значениях 'осведомлённый', 'знающий', позже оно вошло в образованный в конце 1920-х и связанный с джазом сленг, именуемый джайвом (jive talk). Представители американского андеграунда 1940-1950-х, которых называли хипстерами, отвергали доминирующую культуру, разбирались в психоактивных веществах и знали, где их достать, проводили время в кофейнях, были аполитичными, увлекались находящимся в стороне от мейнстрима джазом (современные хипстеры (modern hipsters, субкультура, возникшая в начале двадцать первого века) унаследовали от них название и нежелание соответствовать стандартам).

Контркультурное движение, сформированное в 1940-х и известное как бит-поколение (beat generation), было частью этого андеграунда, оно состояло из литераторов и тех, кто входил в их компанию (Джек Керуак, Аллен Гинзберг, Лоуренс Ферлингетти, Грегори Корсо, Уильям С. Берроуз, Нил Кэссиди и т.д.) По одной из версий под словом 'beat' подразумевался тот, кто 'испытывает крайнюю нужду, утомлён, но полон творческого вдохновения', речь шла об усталости после Второй мировой войны.

Аллен Гинзберг

© Joe Rosenthal / The Chronicle


Бит-поколение и хипстеры образца 1940-50-х также известны как битники, в 1958 году журналист Херб Кан добавил к 'beat' суффикс '-ник', вспомнив о запущенном на орбиту 4 октября 1957 года советском космическом аппарате 'Спутник-1' (первом искусственном спутнике Земли), под термином 'beatnik' понимался карикатурный образ псевдоинтеллектуала, занятого бессмысленными философскими исканиями. Первоначально битниками журналисты величали и хиппи, поскольку тогда все они вели похожий образ жизни, пресса использовала слово 'хиппи' в современном значении в 1965 году.


Контркультурой 1960-70-х называют ряд начавшихся в США и постепенно охвативших западный мир движений, направленных против истеблишмента и всего, что было связано с консерватизмом и авторитаризмом. В 1955-1968 годах в США действовало движение за гражданские права афроамериканцев, возглавляемое Мартином Лютером Кингом, который призывал к ненасильственному сопротивлению и гражданскому неповиновению, с 1965 по 1968 год был принят ряд законов, устранивших сегрегацию.

Вторая мировая война стала причиной беби-бума, женщины воспитывали детей, создавали домашний уют и оставались в тени мужчин. В 1960-х нашлись те, кого такое положение дел не устроило, началась вторая волна феминизма, во время которой внимание уделялось социальным и юридическим вопросам. Были легализованы аборты, принят закон о равной оплате труда для мужчин и женщин за выполнение одинаковых заданий, запрещена гендерная дискриминация со стороны работодателя. В продажу поступил комбинированный оральный контрацептив, позволяющий планировать беременность и строить карьеру, именно благодаря ему сексуальная свобода стала возможной и для дам.

После того как 28 июня 1969 года посетители гей-бара 'Stonewall Inn' оказали серьёзное сопротивление действиям полицейских (в то время человека могли арестовать из-за его сексуальной ориентации и гендерной идентичности), ЛГБТ-сообщество начало борьбу за расширение собственных прав, в 1973 году Американская психиатрическая ассоциация исключила гомосексуальность из списка ментальных расстройств.

Возрастал интерес к экологическим проблемам, была издана книга Рейчел Карсон 'Silent Spring', повествующая о вреде пестицидов и повлиявшая на запрет ДДТ (инсектицида, обладающего острым токсическим воздействием на человека), образовано Агентство по охране окружающей среды США, 22 апреля 1970 года впервые прошло празднование Дня Земли.

The New York Times. 23 апреля 1970 года

Празднование Дня Земли. Нью-Йорк. 22 апреля 1970 года

© Santi Visalli/Getty Images

Дети убираются в парке. День Земли. Нью-Йорк. 22 апреля 1970 года

© Hulton Archive/Getty Images


Хиппи появились в то время, когда происходило изменение гендерных ролей, а новое поколение не доверяло идеалам старших. В начале 1960-х некоторые жители США (всех возрастов, но преимущественно подростки и молодые люди) посчитали ценности среднего класса фальшивыми, они не соглашались с тем, что финансовое благополучие сделает их счастливыми, потому что, получая престижную работу и приобретая частную собственность, человек понимает, что способен разориться и потерять социальный статус, отчего становится беспокойным и агрессивным. Невозможно наслаждаться жизнью в полной мере, подчиняясь навязанным нормам и правилам, исполняя чужие желания. Для достижения душевного равновесия необходимо построить общество, независимое от истеблишмента, и существовать в гармонии с планетой. Все люди имеют право на свободу самовыражения, следует уважать каждую расу, этнос, национальность, гендерную идентичность и сексуальную ориентацию. Терпимость, понимание и доброта изменят человечество, и однажды на Земле наступит мир.

Хиппи, стремясь выйти из-под влияния истеблишмента, выбирали работу, которая не была связана с крупными корпорациями, создавали коммуны и поселения на всей территории США. Роль денег сводилась к минимуму, практиковался обмен и дарение.

Хиппи. 1967 год

© JIM MARSHALL PHOTOGRAPHY


Хиппи стали последователями бит-поколения, лидером которого признавался Джек Керуак, автор книг 'В дороге', 'Биг-Сур', 'Бродяги Дхармы'. Защищать свободу слова и творческого самовыражения, следовать инстинктам, признавать сексуальную свободу человека, путешествовать автостопом, удалиться прочь от общества потребления и обосноваться подальше от цивилизации – все эти идеи бит-поколения подхватили хиппи. Общим был интерес к духовным практикам, восточным религиям и учениям, оккультизму, культуре Азии и коренных народов Америки.

Битники чаще всего базировались в Гринич-Виллидж, в Сан-Франциско и в Лос-Анджелесе, вели богемный образ жизни, экспериментировали с марихуаной, бензедрином и другими психоактивными веществами. В США действовала относительно строгая цензура, писать о наркотической зависимости, опиоидах и гомосексуальности было не принято. Поэму 'Вопль' Аллена Гинзберга признали непристойной, но после судебного разбирательства обвинения сняли, роман 'Голый завтрак' Уильяма С. Берроуза находился под запретом до 1966 года из-за обсценной лексики, сцен педофилии и убийств детей. 'Голый завтрак' в 1959 году опубликовало парижское издательство Olympia Press, которое ранее согласилось напечатать вызвавший скандал в английской прессе роман Владимира Набокова 'Лолита'.

Уильям С. Берроуз. Нью-Йорк. 1965 год

© John ‘Hoppy’ Hopkins


В августе 1964 года США официально выступили против коммунистического правительства Северного Вьетнама, после чего началось антивоенное движение, которое поддерживали студенты, преподаватели и каждый, кто желал остановить призыв молодых людей и добиться прекращения боевых действий, одним из активистов стал Аллен Гинзберг. К антивоенному движению присоединились хиппи, хотя и не все, поскольку участие в политической жизни страны не являлось для них обязательным условием.

Антивоенный марш. Сан-Франциско. 15 апреля 1967 года

© George Garrigues/Wikimedia Commons


21 октября 1967 года активисты направились к Пентагону, на номинированной на Пулитцеровскую премию фотографии 'Flower Power' фотограф Берни Бостон запечатлел, как один из демонстрантов вставляет гвоздику в ствол оружия, которое держит в руках перегородивший дорогу военный полицейский. В 1965 году Аллен Гинзберг предложил с помощью цветов придавать акциям протеста мирный характер, бутоны, которые раздавались полицейским, журналистам, прохожим, добавляли происходящему элемент театральности. Слоган 'flower power' ('сила цветов') использовался как символ ненасильственного сопротивления и отлично подошёл хиппи, которые имели обыкновение носить одежду с цветочным узором и украшать волосы венками.

Flower Power. 1967 год

© Bernie Boston/Courtesy of Wikipedia


Правительство договариваться с активистами и выполнять их требования не собиралось. Шла 'холодная война', США пытались остановить распространение враждебной идеологии в Юго-Восточной Азии. Акции протеста часто завершались столкновениями с полицией и арестами.

Хиппи также поддерживали феминисток, движение за гражданские права, экологическое и антиядерное движения. Пацифик (англ. 'pacific' - 'мирный'), знак, созданный в 1958 году британским художником и дизайнером Джеральдом Холтомом для Кампании за ядерное разоружение (CND), позже стал международным символом мира и эмблемой контркультуры 1960-70-х. Предположительно, знак составлен из наложенных друг на друга семафорных сигналов N и D (nuclear disarmament, 'ядерное разоружение') и круга, обозначающего земной шар. В семафорной азбуке (используемой для обмена информацией в военно-морском флоте) для передачи буквы N два флага держат в виде перевернутой буквы V, для буквы D один флаг направляется вверх, второй опускается вниз.


Другим способом ненасильственного сопротивления являлись фестивали, во время которых происходило духовное единение, обмен опытом и знаниями, полученная информация делала людей осведомлёнными. Музыка и треки, отражающие идеи контркультуры, были важны для хиппи. Культовый статус приобрёл фестиваль Вудсток, прошедший 15-18 августа 1969 года, примерно 400 тысяч человек разместились на молочной ферме площадью 600 акров (2,4 км²) в городе Бетел, округ Салливан, штат Нью-Йорк, в число выступивших вошли Creedence Clearwater Revival, Grateful Dead, Country Joe and the Fish, Jefferson Airplane, Джоан Баэз, Джимми Хендрикс, Дженис Джоплин, Crosby, Stills, Nash & Young.

Вудсток. 17 августа 1969 года

© Don Hogan Charles/The New York Times


Центром контркультурного движения хиппи стал Хейт-Эшбери, в этом районе Сан-Франциско можно было за небольшую плату арендовать викторианские и эдвардианские дома, найти дешёвую еду, хорошую компанию и приобрести марихуану и ЛСД. В середине 1967 года, во время так называемого 'Лета любви', в Хейт-Эшбери перебрались десятки тысяч человек с лояльным отношением к свободным отношениям и употреблению психоактивных веществ, привычные социальные нормы были поставлены под сомнение. Район также был пристанищем для тех, кто занимался творчеством, там жили участники Grateful Dead, the Charlatans, Quicksilver Messenger Service, Jefferson Airplane, Big Brother and The Holding Company, для выступлений музыкальных групп Уэс Уилсон, Стэнли Маус, Алтон Келли, Виктор Москосо, Рик Гриффин и другие художники создавали психоделические постеры.

Хейт-Эшбери. 1967 год © Michael Ochs Archives

Люди проходят по улицам Хейт-Эшбери 3 апреля 1967 года

© Robert W. Klein, Associated Press

The Charlatans. Сан-Франциско

© Herb Greene

Jefferson Airplane. Хейт-Эшбери. 1967 год

© Jim Marshall Photography LLC

Джоан Баэз (слева) и её сестры, Полин Баэз и Мими Фаринья. Сан-Франциско. 1968 год

© Jim Marshall Photography LLC


Дженис Джоплин и Big Brother and the Holding Company. 1967 год

© Lisa Law


Хиппи совершали самостоятельные поездки, главной целью которых являлось достижение духовного просветления. Популярностью пользовался сухопутный маршрут, называемый the overland или 'тропой хиппи', сначала нужно было добраться до Стамбула, дальнейший интерес обычно представляли Индия, Непал, Афганистан и Марокко. Путешествия прекратились в конце 1970-х из-за Иранской революции и вторжения советских войск в Афганистан.

Сеть дорог 'тропы хиппи'

© Wikimedia Commons, NordNordWest


Психоделики играли особую роль в контркультуре 1960-70-х, считалось, что они позволяют выйти за пределы собственного 'я' и помогают использовать скрытый умственный потенциал, исследовалась связь между психоделическими переживаниями и духовными практиками, большое значение имели книги и лекции Тимоти Лири, эссе 'Двери восприятия' и 'Рай и ад' Олдоса Хаксли.

www.ultrasecuritycentre.co.uk

В 1953 году по приказу директора ЦРУ Аллена Даллеса стартовал проект MK-Ultra, созданный для изучения способов управления сознанием и направленный на поиск психотропных препаратов и методов, которые были бы эффективны во время допросов. Эксперименты проводились как на добровольцах, так и на тех, кто не давал согласия, исследования проходили в колледжах, университетах, фармацевтических компаниях, борделях, тюрьмах, психиатрических больницах.

Рассекреченные документы проекта MK-Ultra

Central Intelligence Agency, Public domain


К тому времени американская контрразведка смогла прочитать советские дипломатические телеграммы, выяснилось, что секретная информация о разработках ядерного оружия стала известна непримиримому врагу, группе лиц были предъявлены обвинения в шпионаже в пользу СССР. Антикоммунистические настроения усиливались, возникли опасения, что ядерная война неизбежна.

Выдвигались предположения, что китайские, северокорейские и советские коммунисты научились превращать людей в роботов, готовых выполнить любые приказания, этим объяснялось, например, почему в ходе Корейской войны оказавшиеся в плену американцы часто становились коллаборационистами. В рамках проекта MK-Ultra создавались похожие методы воздействия на человека, для обозначения которых использовался придуманный в 1950 году Эдвардом Хантером термином 'brainwashing' ('промывание мозгов'), и способы противостояния им. (В дальнейшем доказательств наличия у коммунистов аналога комнаты 101 обнаружить не удалось, был сделал вывод, что американские военнопленные всего лишь оказались не готовы к тому, что противник не станет соблюдать Женевские конвенции.)

Антикоммунистический пропагандистский плакат. 1951 год

National Archives. Public Doman U.S. Government


Кроме того, осуществлялся поиск препарата, под влиянием которого допрашиваемый сообщил бы требуемую информацию (все психоактивные вещества, используемые для развязывания языка, условно называются 'сывороткой правды'). ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), эффект которого в 1943 году открыл швейцарский химик Альберт Хофман, первоначально предполагалось применять в медицинских целях и в качестве рекреационного препарата, затем его свойствами заинтересовались спецслужбы США, а позже и контркультура. Возглавивший проект MK-Ultra химик Сидни Готлиб рассчитывал, что ЛСД является психотропным веществом, с помощью которого можно управлять сознанием, но ошибся, безрезультатными оказались опыты с мескалином, DMT, псилоцибином.

В этом письме от 9 июня 1953 года Сидни Готлиб одобрил подпроект по изучению ЛСД

Public domain


Аллен Гинзберг, Кен Кизи и Роберт Хантер, автор текстов главной хиппи-группы, Grateful Dead, добровольно принимали участие в экспериментах с ЛСД и так втянулись в процесс, что рассказывали людям о преимуществах нового психоактивного вещества, способствуя росту его популярности, получить дозу можно было по рецепту, а в 1965 году Оусли Стэнли синтезировал препарат в самодельной лаборатории и первым наладил массовое производство кислоты.

Grateful Dead. Дом №710, Эшбери-стрит, Сан-Франциско. 1967 год

© Gene Anthony

Кен Кизи, 1964 год

© COURTESY THE ESTATE OF DAVID GAHR/PREMIUM ARCHIVE/GETTY IMAGES


Начавшиеся с середины 1960-х запреты на употребление, распространение и изготовление ЛСД и других психоделиков расценивались как очередной способ контроля, истеблишмент исключал возможность выбора и подчинял своей воле с помощью страха перед тюремным заключением.

Визуальные искусства, рок-музыка, литература, которые появились в ответ на контркультуру 1960-70-х предполагали связь с изменённым состоянием сознания, вызванным приёмом психоделиков.

В 1949 году Антониу Эгаш Мониш, создатель лоботомии, стал лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине, в начале 1960-х сформировалась антипсихиатрия (термин ввёл Дэвид Грэхем Купер) – движение, одной из задач которого являлось спасение людей от этой процедуры и прочих наносящих вред здоровью действий психиатров. В книге 'Миф душевной болезни: Основы управления личностью' Томас Сас утверждал, что ментальное расстройство всего лишь подразумевает отклонение от общепринятых норм и не должно считаться заболеванием, важным научным трудом десятилетия стала монография французского философа Мишеля Фуко 'Безумие и неразумие. История безумия в классическую эпоху'.

Мишель Фуко. 'Безумие и неразумие. История безумия в классическую эпоху'. 1961 год. Издательство Librairie Plon

Изображение на обложке: Франсиско Гойя. Альбом офортов 'Капричос', работа № 26 'У них уже есть на что сесть'. 1799 год. Национальный музей Прадо

abebooks.co.uk


Контркультурные настроения пошли на спад после того, как американские войска были выведены с территории Южного Вьетнама и Уотергейтский скандал закончился отставкой Ричарда Никсона. Движение хиппи стало поп-культурой, его представители постепенно возвращались к прежней жизни, завершали учёбу, находили престижную работу, занимались предпринимательской деятельностью.

Ричард Никсон покидает Белый дом. 9 августа 1974 года

Ollie Atkins

Nixon Library


Хиппи способствовали распространению фитнеса и йоги, разработали собственную кухню и сделали популярными органическую еду, цельнозерновой хлеб, авокадо, имбирь, семена льна, коричневый рис, мюсли, гранолу, йогурт, тофу, соевые бобы и другие лактовегетарианские блюда. Некоторые участники движения не имели половых связей до брака и не употребляли психотропные вещества, существовали коммуны, в которых был запрещён ЛСД.

В 1960-х контркультура хиппи помимо США распространялась в Великобритании, Канаде и по всему западному миру, и в СССР.


2 комментария:

  1. Фрэнни, статья замечательная! Очень интересно. Удивила расшифровка эмблемы пацифик, я не знала. В старших классах считала себя хиппи)) Носила длинные волосы и фенечки, слушала Дженис Джоплин, Jefferson Airplane, Mamas'n'papas, Shocking blue и The Doors)) Мне очень близка идеология хиппи. "Для достижения душевного равновесия необходимо построить общество, независимое от истеблишмента, и существовать в гармонии с планетой. Все люди имеют право на свободу самовыражения, следует уважать каждую расу, этнос, национальность, гендерную идентичность и сексуальную ориентацию. Терпимость, понимание и доброта изменят человечество, и однажды на Земле наступит мир." - готова подписаться под каждым словом и считаю это правильным. Очень жаль, что культура хиппи не стала настолько популярной, чтоб действительно изменить человечество.
    Фрэнни, спасибо за статью! Читала и вспоминала свою юность, как когда-то по крупицам собирали информацию, вырезали фото из газет и журналов, плакат Doors был за счастье, слушали музыку на бобиннике)) Поностальгировала)) Спасибо!❤

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить

Отправляйте комметарий:)
И не забудьте прийти сюда снова, чтобы увидеть ответ:)